Истоки Всемирный день охраны труда берет со Дня памяти рабочих, погибших или получивших травмы на работе. Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП) и международное профсоюзное движение превратили этот день в событие общемирового масштаба, расширили его тематику, включив вопросы стабильной занятости и рабочих мест. С 1996 г. его отмечают профсоюзы во всем мире. В 2003 г. МОТ предложила отмечать этот день официально. Сегодня его отмечают 175 стран, включая Республику Беларусь. Во Всемирный день охраны труда проводится информационно[1]разъяснительная кампания, которая призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Ее цель — содействовать предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире. Каждый год МОТ выбирает актуальную тему, связанную с безопасностью и гигиеной труда, которой будет уделяться особое внимание. В 2025 году Всемирный день охраны труда посвящён революционным изменениям, которые привносят цифровые технологии и ИИ в сферу безопасности на рабочих местах. Как цифровизация и ИИ меняют охрану труда? 1. Основные технологии и их применение. 1.1. Искусственный интеллект (ИИ) в безопасности труда. Компьютерное зрение: — Камеры с ИИ фиксируют нарушения (отсутствие СИЗ, опасные действия). Предиктивная аналитика: — Прогнозирование аварий на основе данных (например, износ оборудования). Чат-боты и виртуальные ассистенты: — Консультации работников по охране труда в реальном времени. 1.2. Интернет вещей (IoT — концепция сети передачи данных между физическими объектами «вещами», оснащёнными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой и умные датчики. Контроль параметров среды: — Датчики CO₂, шума, вибрации, температуры передают данные в режиме онлайн. Носимые устройства: — Умные часы следят за пульсом, усталостью, перегревом. 1.3. Виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR). Обучение без риска: — Тренажёры для работы на высоте, с химикатами, в ЧС. — AR-инструкции: — Пошаговые подсказки при ремонте оборудования (например, Microsoft HoloLens). 1.4. Цифровые двойники (Digital Twins) Виртуальные копии заводов, шахт для моделирования аварий и оптимизации безопасности. Преимущества и риски цифровой трансформации. 2.1. Преимущества: — Снижение травматизма (до 50% по данным МОТ); — Раннее предупреждение аварий (анализ данных в реальном времени); — Удалённый мониторинг (особенно для опасных производств). 2.2. Вызовы и риски: — Киберугрозы: взлом систем может привести к катастрофам; — Деперсонализация: чрезмерный контроль над сотрудниками; — Необходимость переобучения: новые навыки для работников и специалистов по ОТ. Будущее охраны труда. Автономные дроны-инспекторы (аудит строительных площадок, заводов). ИИ-решения, принимающие решения (например, автоматическая остановка конвейера при угрозе). Биометрические системы безопасности (распознавание усталости, стресса). Реализация. Поэтапное внедрение – начать с пилотных проектов (например, IoT-датчиков). Обучение персонала – цифровая грамотность + психологическая адаптация. Разработка нормативов – регулирование ИИ и защиты данных. Цифровизация и ИИ – не угроза, а новые возможности для сохранения жизни и здоровья работников. В Республике Беларусь вопросам безопасности труда придается безусловное приоритетное значение. Право работника на безопасный труд – одна из важнейших гарантий в области труда, установленных Конституцией Республики Беларусь. Значение этого направления работы сложно переоценить. Меры по охране труда призваны спасти жизни и здоровье тысяч работников. Отличительная черта политики в области охраны труда в Республике Беларусь – это активное влияние государства на процессы в сфере охраны труда через доступные ему механизмы и процедуры. Это, прежде всего, разработка и принятие законодательства, которое устанавливает обязательные требования и гарантии, определяет компетенцию в области охраны труда всех заинтересованных сторон. На сегодняшний день в республике создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая учитывает имеющийся положительный международный опыт и многолетнюю практику регулирования этих вопросов на национальном уровне. Основным нормативным документом в области охраны труда является Закон Республики Беларусь «Об охране труда», который был принят в 2008 году. На основании данного Закона в Республике Беларусь создана целостная и взаимоувязанная система управления охраной труда, определяющей роль и задачи каждого из участников процесса обеспечения безопасных условий труда на всех уровнях: начиная от уровня республики и заканчивая конкретными организациями, должностными лицами и работниками. Она позволяет комплексно решать вопросы обеспечения безопасности на рабочих местах, создавая необходимые условия для реализации права работника на работу в безопасных условиях труда, а также на защиту своих прав и получение соответствующих компенсаций при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. В то же время современное развитие требует новых идей и новых концепций. Необходимо совершенствовать существующие подходы, переходить от традиционного реагирования на уже случившееся происшествие, сделав гораздо больший акцент на профилактику. В этой связи в последние годы в республике политика в области охраны труда направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма. Основными методами реализации органами государственного управления государственной политики в области охраны труда являются: 1) функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда (далее – СУОТ); 2) совершенствование СУОТ в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях, направленных на выявление и минимизацию профессиональных рисков травмирования работников; 3) рассмотрение на заседаниях коллегиальных органов: вопросов охраны и условий труда, профилактики производственного травматизма, соблюдения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»; отчетов руководителей подчиненных (входящих в состав, расположенных на подведомственной территории) организаций по обеспечению охраны труда, трудовой и производственной дисциплины; обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями с разработкой мероприятий по решению проблем безопасности труда, характерных для отрасли; 4) анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях; 5) проведение ежегодных отраслевых и территориальных смотров[1]конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда с целью формирования у работников и руководителей культуры охраны труда; 6) организация и проведение Дней охраны труда и других аналогичных мероприятий в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях; 7) проведение семинаров и конференций по охране труда. Проводится работа по укомплектованию организаций квалифицированными специалистами по охране труда. В рамках работы по пропаганде безопасных условий труда в регионах проводились семинары и конференции по вопросам практического применения законодательства об охране труда, в том числе проведена белорусско-российская конференция по вопросам охраны труда, на которой обсуждены вопросы унификации законодательства об охране труда в рамках Союзного государства, пути совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма. Осуществляется мониторинг вредных условий труда путем проведения в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда. Работникам, работающим во вредных условиях труда, предоставляются компенсации по условиям труда: право на повышенную оплату труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный трудовой отпуск. В целях обеспечения на должном уровне контроля за фактическим состоянием условий труда в организациях и обоснованностью предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательством обеспечено ведение банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда посредством АИС «Мониторинг условий труда на производстве». Весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи – сокращение производственного травматизма. В Республике Беларусь в этом вопросе удалось достичь определенных положительных результатов. По видам экономической деятельности в 2024 году, как и в 2023 году, наибольшее количество случаев травмирования работников на производстве отмечается в организациях промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспортной деятельности. Мониторинг производственного травматизма показал, что основными факторами травмирования людей на производстве в 2024 году явились воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшего с высоты и из-за дорожно-транспортных происшествий. По[1]прежнему значительным остается количество несчастных случаев, происшедших при отсутствии опасного и (или) вредного производственного фактора из-за неосторожности потерпевшего. Практически неизменным остается удельный вес причин, обусловленных действиями самих потерпевших, в частности нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, нахождение их в состоянии алкогольного опьянения. В целях обеспечения прав граждан на безопасный труд в Республике Беларусь с 1993 года введен институт государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда. В настоящее время его осуществляет специально созданный надзорный орган – Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» наделил профсоюзы правами по защите прав работников на безопасные условия труда в рамках общественного контроля. Полномочия профсоюзов при осуществлении общественного контроля за соблюдением требований охраны труда определены Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами». Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, самих работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень