Пройдите диспансеризацию

26 апреля отмечается Международный день памяти о чернобыльской катастрофе

26 апреля 1986 года — эта дата разделила нашу жизнь на «до» и «после». Десятки людей погибли непосредственно от разрушения 4-го энергоблока АЭС и при ликвидации последствий, а сотни тысяч и миллионы пострадали от воздействия радиации на загрязнённых территориях. Эта катастрофа и сегодня остаётся одной из самых крупных техногенных аварий в мире и по сей день носит глобальный характер.

В результате двух взрывов произошёл выброс в атмосферу как радиоактивных газов, так и раскалённых высокорадиоактивных частиц. Радиоактивное облако, состоящее из дыма, радиоактивных продуктов деления и частиц топлива, поднялось в воздух на высоту около километра. Более тяжёлые частицы из этого радиоактивного облака выпали на землю в непосредственной близости от АЭС, а более лёгкие ветер стал относить практически во всех направлениях от станции.

Более всего пострадали Беларусь, Россия и Украина, на долю которых пришлось соответственно 34, 24 и 20% от общего количества выброшенных из реактора радионуклидов.

Формирование радиоактивного загрязнения природной среды на территории Беларуси началось сразу же после взрыва реактора. Особенности метеорологических условий в период 26 апреля по 10 мая 1986 года, а также состав и динамика аварийного выброса радиоактивных веществ обусловили сложный характер загрязнения территории республики.

Последствия катастрофы затронули почти 3 678 населённых пунктов Беларуси, где проживало 2,2 млн человек. 137,7 тыс. из них были выселены, а ещё около 200 тыс. уехали сами — в итоге 479 деревень и посёлков прекратили существование. Сильнее всего от радиации пострадали Гомельская, Могилёвская и Брестская области — в общей сложности 21 район с совокупным населением около 1 млн человек. Учитывая масштабность и тяжесть последствий катастрофы на ЧАЭС, Верховный Совет БССР в июле 1990 года объявил территорию республики зоной экологического бедствия.

Наибольшие уровни выпадения йода-131 имели место в ближней зоне ЧАЭС: Брагинском, Хойникском и Наровлянском районах Гомельской области, где его содержание в почвах достигало 37 000 кБк/м. кв. и более. В Чечерском, Кормянском, Буда-Кошелёвском и Добрушском районах уровни загрязнения достигали 18 500 кБк/м. кв. Значительному загрязнению подверглись также юго-западные регионы: Ельский, Лельчицкий, Житковичский и Петриковский районы Гомельской области, а также Пинский, Лунинецкий и Столинский районы Брестской области. Высокие уровни загрязнения имели место и на севере Гомельской и Могилёвской областей. В Ветковском районе Гомельской области содержание йода-131 в почве достигало 20 000 кБк/м. кв. В Могилёвской области наибольшее загрязнение отмечалось в Чериковском и Краснопольском районах (5 550–11 100 кБк/м. кв).

В течение первых месяцев после катастрофы йод-131 полностью распался. Однако загрязнение территории этим изотопом обусловило большие дозы облучения щитовидной железы («йодный удар»), что привело в последующем к значительному увеличению её патологии, особенно у детей.

Уровни загрязнения белорусских земель цезием-137 (137Cs) после катастрофы на ЧАЭС превышали 10 кБк/м. кв. (0,3 Ки/км. кв.) на площади более 136 тыс. квадратных километров. Загрязнение носило весьма неравномерный, «пятнистый» характер. Так, в ближней зоне к Чернобыльской АЭС уровни загрязнения почвы цезием-137 в отдельных точках превышали 37 000 кБк/м. кв. (1000 Ки/км. кв.) в то время, как совсем рядом — не достигали и 185 кБк/ м. кв. (5 Ки/км. кв.). Неравномерность загрязнения могла наблюдаться даже в пределах одного населённого пункта. Например, в деревне Колыбань Брагинского района Гомельской области уровни загрязнения почвы цезием-137 колебались от 170 кБк/м. кв. (4,6 Ки/км. кв.) до 2400 кБк/м. кв. (65 Ки/км. кв.).

Максимальный уровень загрязнения почвы цезием-137 был обнаружен в населённом пункте Крюки Брагинского района — 59 200 кБк/м. кв. (1600 Ки/км. кв.), а также в д. Чудяны Чериковского района Могилёвской области — 59 000 кБк/м. кв. (1595 Ки/км. кв.).

Что касается стронция-90 (90Sr), отмечу, что загрязнение территории республики этим элементом носило более локальный, по сравнению с цезием-137, характер. Уровни загрязнения почвы этим радионуклидом выше 5,5 кБк/м. кв. (0,15 Ки/км. кв.) обнаружены на площади 21,1 тыс. км. кв., что составило 10% от территории республики. Максимальные уровни стронция-90 были обнаружены в Хойникском районе Гомельской области и достигали величины 1 800 кБк/м. кв. (48,6 Ки/км. кв.).

Загрязнение почвы изотопами плутония-238, -239, -240 (238, 239, 240Pu) с плотностью более 0,37 кБк/м. кв. охватывали около 4 тыс. кв. километров, или почти 2% площади республики. Эти территории преимущественно находятся в Брагинском, Наровлянском, Хойникском, Речицком, Добрушском и Лоевском районах Гомельской области, а также Чериковском районе Могилёвщины.

Да, за десятилетия, прошедшие с момента аварии, из-за постепенного распада наиболее опасных элементов загрязнённые площади в нашей стране сократились почти в два раза — до 25,5 тыс. кв. километров (12,3% территории Беларуси).

Беларусь борется с последствиями аварии на ЧАЭС упорно, целенаправленно и не скупясь на силы и средства. Всего более чем за четверть века в Беларуси реализовано пять госпрограмм по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. За это время на выполнение их мероприятий направлено в эквиваленте более 19 миллиардов долларов. Сегодня в республике реализуется шестая государственная программа на 2021 – 2025 годы, общий объём финансирования которой составляет почти 3 миллиарда рублей. Около двух третей этой суммы ушло на соцзащиту, медицинское обеспечение, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения на пострадавших территориях.

Наша страна понесла особенно сильный ущерб от чернобыльской трагедии. Даже по прошествии 39 лет она всё ещё оказывает влияние на здоровье людей и хозяйственную жизнь. К сожалению, эффект от аварии будет ощущаться в Беларуси ещё многие столетия.